Кольцо с чистым бриллиантомВ ювелирных магазинах можно увидеть совершенно одинаковые, на первый взгляд, камни, но существенно отличающиеся по цене. Почему так? Скорее всего, есть какие-то неочевидные характеристики, влияющие на цену. Как же в этом разобраться, особенно тем, кто впервые столкнулся с покупкой бриллианта?

Во-первых, что такое бриллиант. Это ограненный минерал - алмаз. А алмаз – это кубическая форма кристаллической решетки углерода, который природа при помощи температуры и давления наделила невероятной красотой и сиянием. Алмаз – это родственник угля и графита, которым гораздо меньше повезло с условиями рождения.

Месторождения алмазов не так уж редки – встречаются почти на всех континентах, но пригодных для превращения в бриллианты очень мало.

Когда только зарождался промысел добычи этих минералов, они лежали практически на поверхности, чаще на берегах рек. Месторождения называли россыпными.

А в конце 19 века обнаружили кимберлитовые трубки, названные так по месту обнаружения первой трубки – южной африканской провинции Кимберли. Так началась промышленная добыча удивительных минералов.

Такая трубка – это место, где из глубин недр вырвался поток магмы и вынес алмазы ближе к поверхности.

Разработка таких месторождений требует больших затрат. Глубина выработки достигает полукилометра, а диаметр – минимум 1500 (!) метров. С высоты птичьего полета они выглядят как огромные воронки.

Большая часть добываемых камней являются «техническими», то есть применимыми для использования в металлорежущих инструментах – сверлах, резцах, пилах или для бурения скважин. Алмазы для ювелирных целей контролируются несколькими отраслевыми корпорациями, так как это закрытый рынок с фиксированными ценами. Поэтому приобретение алмазов является надежным вложением, к тому же удобным благодаря их компактности.

Почему бриллианты востребованы

Синий бриллиант достиг рекордной цены в 7,3 млн. евро в Лондоне.Алмаз является самым твердым минералом, но при этом хрупким. Его можно расколоть, он боится огня, но практически невозможно поцарапать – только другим алмазом. Поэтому долгое время не знали как его обрабатывать.

Только в 15 веке в Индии была изобретена технология огранки. Суть обработки – шлифование специальным диском, на который нанесен порошок из измельченных алмазов.
Таким образом получались грани, преломляющие солнечный свет. С того времени, бриллиант стал самым красивым и дорогим камнем для украшений.
Компания De Beers, будучи монополистом рынка с конца 19 века, провела в середине 20 века невиданную по масштабу рекламную кампанию с девизом «A Diamond Is Forever».

Довольно несложно было связать вечность этих драгоценных камней с «вечностью» любви и брака. Таким образом, мужчинам была донесена мысль о желанности помолвочных и обручальных колец с бриллиантом в качестве демонстрации своих чувств.

Теперь это самый популярный в мире подарок на помолвку. А знаменитый монополист в настоящее время владеет 40% рынка.

На пути к украшению, алмаз сменяет несколько владельцев. Сначала он попадает на биржу к брокерам, потом новый владелец его обрабатывает, и в качестве бриллианта его покупают дилеры. Потом в руках умелых ювелиров он превращается в украшение, чтобы радовать своего владельца или владелицу божественным сиянием и чистотой.